Ключевой город атомной энергетики Украины только маленькая точка на
географической карте, которая беспристрастно фиксирует название
населенного пункта – Energodar * Энергодар. Энергодар - советский
неологизм, имя, сформированное из слов энергия и подарок или дар, в нём
явственно ощущается необычность и свежесть нового понятия. Тысячи
проводов ЛЭП соединяют город с остальной жизнью
страны.
Современный Энергодар - это произведение труда
проектировщиков и строителей Энергодарстроя, которые на протяжении
четырех десятилетий превратили пустынный полуостров в компактный и
пригожий город.
То, что поднималось после 1970 в рекордном темпе, не напоминало
обычный провинциальный городок Украины. Рем Хенох задумывал Энергодар
как светлый и солнечный город, белый и прозрачный. Строили город
предприимчивые, активные и рисковые люди мечтатели. Из этих пассионариев,
людей энергоизбыточного типа, стремящиеся к выполнению поставленной
цели, набирал Энергодар лучшие составы своих штабов и своих кадров и
давал им свежий шанс реализовать себя. Застройка Энергодара велась с
учетом новых достижений отечественного градостроительства,
предусматривающего создание наибольших удобств для его жителей.
Архитектура города не отличалась особым разнообразием, но в 1970 — 80
годах она отвечала добротным стандартам СССР. Было проложено несколько
широких бульваров, на широких улицах пяти- и девятиэтажные жилые дома.
Украшением города является его центральная площадь с высотной
гостиницей, торговым комплексом и оригинальным по архитектуре дворцом
культуры Современник, а в центре бюст Шевченко перед ним.
Численность населения 56 000 человек. В городе зафиксировано более
ста социальных организаций и политических партий. Основной экономической
базой города является мощный энергогенерирующий комплекс, который
состоит из двух станций Запорожская АЭС и Запорожской ТЭС. За время
своего существования ими выработано более триллиона кВт-ч
электроэнергии.
"тут возникает столица энергетики" - обещала когда-то доска в
пустынном песке.
В 1970—1977 гг. в Энергодаре сооружена крупнейшая в Европе
государственная теплоэлектростанция — Запорожская ГРЭС им. XXV съезда
КПСС мощностью 3,6 млн. квт, и вырабатывающая 20 млрд. квт-час.
электроэнергии в год.
За высокие показатели в труде 110 жителей Энергодара удостоены
орденов и медалей Союза ССР, в т. ч. двумя орденами Ленина и орденом
Октябрьской Революции награжден бригадир комплексной бригады П. А.
Деменчук, двумя орденами Ленина и орденом Октябрьской Революции —
начальник управления строительства заслуженный строитель Р. Г. Хенох.
Электромонтажник И. Д. Модин, машинист экскаватора В. С. Полетайкин,
плотник-бетонщик П. М. Спека, бригадир штукатуров Л. Ф. Цуриков —
кавалеры ордена Ленина. Государственная премия УССР за выдающиеся
достижения в труде в 1978 г. присуждена старшему машинисту энергоблоков
Запорожской ГРЭС Г. Ф. Малому.15 ноября 1977 г. за успехи в повышении
эффективности и качества строительно-монтажных работ управление
строительства награждено орденом Трудового Красного Знамени.
В 1979 — 1989 г.- вблизи Энергодара построена одна из крупнейших в
Европе Запорожская АЭС. Ежегодно станция генерирует около пятой части
производства электроэнергии в стране и половину производства
электроэнергии на атомных станциях.
Энергодар был город подлинно молодежный и летом 1980-го строительство
Запорожской АЭС объявили ударной комсомольской стройкой. Размах проекта
впечатлял, одновременно воздвигались десятки крупных объектов, буквально
из песка росли гигантские корпуса реакторов, на глазах преображался
пустынный полуостров. Подъем и удовольствие, с которым трудились парни и
девушки, не был показным. На возведении АЭС работали инженеры и рабочие
36 национальностей. Теплоэнергетическое оборудование, строительные
материалы и механизмы поступали из многих городов России, Украины,
Белоруссии, Узбекистана, Закавказья и Прибалтики.
Энергодар живет хорошо. Официально самая высокая средняя зарплата в
Украине. В рейтинге, который охватывает сотни украинских городов,
Энергодар по качеству жизни получил, относительно высокое, шестое место.
|
|
|
Белозерская площадка была значительно проще для освоения: короче
подъездная железнодорожная ветка, меньше дорог, ближе жилье и т.д.
ходом. Кучугуры производили тяжелое впечатление – трудно было себе
представить, что в центре Украины есть такой дикий уголок полупустыни и
песков.
И все-таки мы выбрали площадку в кучугурах. Прельщали возможность
сооружения города на берегу водохранилища и лучшая схема технического
водоснабжения станции. Правда, потом служба гражданской обороны
переместила нас на 2-3 км от водохранилища. Но это уже было потом, когда
проектирование шло полным |
|
7 декабря 1971 года, директор ГРЭС Леонид Васильевич Прохоров,
открыл движение от станции «Каховское море» до места строительства.
В очередной приезд министра и руководства из Киева начальник стройки
и директор будущей ГРЭС докладывали им и секретарю обкома состояние дел
в железнодорожном вагоне по пути из Запорожья до стройки. |